Задумываясь о благосостоянии мегаполиса, можно представить себе лишь благоприятную визуальную картину, не имеющую изгоев и негативных отклонений. Ежегодное озеленение столицы, реконструкция и совершенствование индустриального комплекса показывают всему миру ее современность.
Но на самом деле чиновники закрывают глаза на довольно важные приоритеты, волнующие каждого гражданина. Например, складывающаяся довольно–таки пикантная ситуация с общественными туалетами, стремительно приближающая падение культурной этики народа. Почему-то не принято выносить данную тему на общественное обсуждение, куда проще промолчать и сделать вид, что все замечательно и туалеты работают. Но возникающие вопросы на фоне нравственности и морали, свидетельствуют о важности данной проблемы. Неужели проще справить нужду где-нибудь под озеленениями или архитектурными строениями, нежели приравняться к европейскому статусу мегаполисов и в приятной ненапряженной остановке посетить удобный туалет?
Используемые зачастую нововведения, такие как синие туалетные кабинки, уже потеряли актуальность, хотя и продолжают выполнять свою главную функцию. На время массовых сборов, ситуация без их внедрения, конечно же, оказывается безвыходной. Когда синие атрибуты (так называемые туалеты), являющиеся альтернативой домашнему удобству, красуются на главной площади или озелененных парковых участках – это вызывает только негативные эмоции. Причем происходит это ввиду соответствующих запахов. А говоря о бесплатных туалетах, которые находятся на гос. обеспечении (стационарные туалеты), ситуация в край накаляется. Отсутствие средств гигиены, даже банального мыла, в несколько раз ухудшенная обстановка с благоуханиями и нахождение рядом в кабинке человека, культура которого не соответствует моральным приоритетам, заставляют категорически отказаться от посещения подобных заведений.
Конечно, есть и чистенькие туалеты, но они всегда работают согласно графику, в который в обязательном порядке включена и санобработка. А это значит, что туалет закрывается на определенный промежуток времени, вызывая простой в своей работе. И с тем условием, что наверняка каждый житель мегаполиса оказывался в ситуации, близкой к критической, а отыскать расположение пресловутых «синих кабин» и тем более стационарных «М-Ж» предугадать оказывалось невозможным, проблему с легкостью решили сети фастфудов. Предоставляемые ими туалеты обладают всем необходимым: сушилками, мылом, горячей водой, бумагой. В общем, всем, чем должен располагать стандартный клозет.
Такой фактор, как отсутствие торговых центов в определенном месте, толкают человека на отправление естественных потребностей в совершенно неподобающих условиях. На фоне этого возникает логический вопрос к представителям туалетной индустрии: «Каким образом Вы пытаетесь лаконично разработать и внедрить планы по строительству общественных туалетов?». Хочется отметить, что в обязанности подобных организаций входит не просто строительство и разработка специализированных помещений, но и создание систем по качественной утилизации.
Самой последней инновацией стали модульные туалеты, которые намного лучше по своей комфортабельности и гигиеничным характеристикам. Конечно, их себестоимость в разы превышает синие кабинки, но дешевле стационарного варианта. Такой туалет просто чудо и все, кто в нем побывал, подтверждают это. Наличие воды, средств гигиены и портативность делают модульные туалеты лучшим вариантом для обывателя мегаполиса. Конечно, их в данный момент очень и очень мало (имеются на Казанском вокзале), но надежда на скорейшее распространение все же остается.
В интервью с Виталием Скотниковым (генеральным директором компании «Экосервис») выяснилось, что ситуация в Москве с общественными туалетами признана критической. Он подчеркнул, что для полноценного обеспечения жителей уличными удобствами их количество должно составлять около двух тысяч, а на сегодняшний момент их предел достиг всего лишь 225 штук. Это ничто на огромную территориальную площадь. Помимо этого, размещение удобств оставляет желать лучшего. В основном парковые зоны наделены стационарными туалетами, а синие кабины признаны неэстетичными, поэтому подлежат сносу. Только никто не предлагают взамен им никакой альтернативы. Обратившись в Департамент ЖКХ, и задав идентичный вопрос по отношению к ситуации с туалетами, был дан четкий ответ, что все, итак, прекрасно и никакой проблемы не существует. В «МП» в ГОУП «Сантехработы» объяснили, что в их обязанности входит только эксплуатация, а не производство.
В самой же Москве имеются стационарные туалеты (более двух сотен), 37 из которых имеют систему слива. Остальная часть приходится на голубые кабины, количество которых в разы увеличивается при массовом скоплении людей. Если задаться целью строительства новых помещений, то возникнет проблема не только с финансированием, но и периодом выполнения и сдачи работ (возвести здание, подключить его к системе канализации и др.).
По словам специализированных служб, власти города еще до конца не разработали стратегию по санитарному благоустройству, посему и не решили проблему недостатка общественных санузлов. Виталий Скотников акцентировал внимание на том, что его организация готова независимо заниматься установлением модульных туалетов, но по непонятным причинам постоянно приходят отрицательные результаты. Неужели нельзя установить несколько модульным туалетных систем за 30 миллионов, нежели отдавать эту же сумму за единичные долгосрочные постройки, - удивляется Скотников.
Следует отметить, что совсем недавно в Москве состоялась всемирная туалетная выставка Toiletexpo, которую посетило руководство Всемирного туалетного объединения (ВТО): министры, дипломаты и члены ООН. Также в это объединение входят туалетные организации Европы и Азии, которые поставили себе за главную цель создать «сортир будущего». Именно поэтому занимаются постоянной разработкой новых технологий по переработке отходов и средств дезинфекции.
В свою очередь, руководящий состав столицы всерьез не уделил этому вопросу внимания, наверное, из-за скользкости темы. А что же тогда делать обычному москвичу, на кого рассчитывать, если даже власти не готовы улучшить WC-проблему в городе? Надежда остается на небольшие предпринимательства (вроде «Экосервиса), которые занимаются опять же эксплуатацией, а не созданием. И эта эксплуатация включает все те же голубые кабины, а не усовершенствованные удобства. Такие туалеты можно разместить в любом месте, в то время как, более инновационная конструкция будет требовать определенных параметров, о которых и рассказал заместитель директора ГУ «Сантехработы» Владислав Чернявский. Он объяснил, что подключение модульных туалетов к системе канализации осуществляется достаточно длительно, поэтому туалеты устанавливаются медленно. Синие же кабины массово удаляются, так в центральном округе расположено масса торговых центров и кафе, которые и берут на себя функцию обеспечения окружающим комфортабельного помещения для удобств. В более отдаленных от центра местах альтернативы им пока не имеется.
Точку соприкосновения поставщики и власти нашли в государственной программе, именуемой «социальные туалеты», которые предназначены для малоподвижных групп граждан и инвалидов. Но на сегодняшний момент из-за ситуации в стране и в мире в целом финансирование данной программы на время частично заморожено. Хотя реализация по возведению нескольких общественных туалетов в следующем году обязательно будет выполнена.
Подводя итог, хочется отметить, что противоречия между поставщиками и властью заставляют страдать народ, который вынужден терпеть либо справлять нужду где-то в подворотне, а не в туалете. Это не выход из положения, но другого варианта пока не существует, кроме как запастись инновационными подручными средствами, которыми активно пользуются на Западе. Таким стал складной карманный сосуд, пользующийся популярностью среди обеих социальных групп. Вот невольно и задумываешься наперед о том, где и в какой обстановке природа позовет, а туалет окажется вне зоне досягаемости?